Использование
активных методов обучения на уроках информатики и ИКТ.
Современные компьютерные технологии предоставляют
огромные возможности для развития процесса образования. ИКТ способствуют
развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению
фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. В
отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только
насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных,
соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
Для укрепления и развития мотивации на уроке
целесообразно применение активных методов обучения: средства ИКТ, метод
проектов, парацентрическая технология, анализ проблемных ситуаций,
использование дидактических материалов с занимательным содержанием. Выбор
метода активного обучения определяется дидактической задачей урока:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к
определённому предмету в частности;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в
самостоятельной работе над учебным материалом.
Одним из самых распространенных активных методов
является наглядный метод обучения, который
условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод
демонстраций.
Метод
иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов,
таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод
демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических
установок, кинофильмов, видеофильмов и др.
Вообще
наглядность является неотъемлемой чертой преподавания информатики в силу
гибкости содержания понятия "информация": одну и ту же информацию
можно представить в виде множества графических образов. Например, блок-схемы
(они наглядно представляют структуру небольшого алгоритма и процесс его
исполнения), таблицы исполнения, демонстрация учителем образца деятельности за
компьютером при работе с готовой программой.
Однако дидактический принцип наглядности, являющийся
ведущим в обучении, следует понимать несколько шире, нежели возможность
зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности
обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует
более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся
эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Проводя
самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех процессов и
явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку
убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и
прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют
облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную
жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения
информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе.
Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний,
подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее
эффективно использовать презентации при проведении лекции, практического
занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования.
Наиболее доступна и проста для создания таких уроков
среда Power Point.
Создать простые слайды для урока при наличии
практики можно за час. Это очень удобно. Учитель освобождается от необходимости
рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и
потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске.
Это крупно, ровно, красочно, ярко. Готовая продукция позволяет отказаться от
всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя
на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на
левую клавишу мыши. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на
экран и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае использования
слайда-задания учитель организует обсуждение поставленного вопроса и подводит
его итоги. В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок,
диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы
позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный
урок в конкретном классе.
Возможно сопровождение урока не только путем показа
хороших презентаций, но и привлечение звукового сопровождения. Активно
использовать на уроке материалы из сети Internet.
При использовании наглядности в обучении необходимо
соблюдать ряд условий:
ü применяемая наглядность должна соответствовать
возрасту учащихся;
ü наглядность должна использоваться в меру, и показывать
ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
ü наблюдение должно быть организовано таким образом,
чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
ü необходимо четко выделять главное, существенное при
показе иллюстраций;
ü детально продумывать пояснения, даваемые в ходе
демонстрации явлений;
ü демонстрируемая наглядность должна быть точно
согласована с содержанием материала;
ü привлекать самих учеников к нахождению желаемой
информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Активное использование информационных и
коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе формирует новую
педагогическую технологию обучения.
Еще один из активных методов - это метод проектов. В
основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников мы видим
использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой
штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов.
Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная
на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических
возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под
контролем учителя новых "продуктов". В процессе проектной
деятельности у школьников развиваются следующие способности:
ü коммуникативные;
ü личностные;
ü социальные;
ü литературно-лингвистические;
ü математические;
ü художественно-соматические;
ü технологические.
Каждый учитель вправе выбирать свою технологию и
методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.
Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное
решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки
необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности
изучаемого материала, его значимости для ребенка. Любая образовательная
технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика,
овладению умениями самообразования. Каждое задание должно предполагать не
только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служить для
развития общего кругозора ученика, содержать занимательный факт. Такие задания будут
с интересом восприниматься детьми. Формы работы с упражнениями учитель может
выбрать в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от
индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном
классе.
В настоящее время преподавание информатики невозможно
себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов,
электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных
видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования.
Все электронные учебные диски можно разделить на
следующие классы:
ü электронные энциклопедии, справочники, учебники -
подобны бумажным, только в электронном виде, которые содержат только изложение
материала;
ü электронные учебные курсы-тренажеры, позволяющие не
только узнать изучаемый материал, но и закрепить этот материал, отвечая на
определенные вопросы и выполняя тесты или задания;
ü творческие среды, позволяющие ребенку с самого раннего
возраста проявлять и развивать свои уникальные способности при работе над
проектами, желательно, мультимедийными, позволяющие не только пассивно получать
готовый материал, но и выдвигать свои версии и формировать свои миры.
ü контролирующие системы, которые позволяют
проконтролировать уровень изученного материала;
Практически любой учитель при желании может
использовать мультимедийные пособия или создать свои электронные презентации
(именно по той теме, которая необходима на уроке), а также создавать тесты для
своих уроков (именно с теми вопросами, которые необходимы учителю). Именно
использование современных технологий позволят сделать урок современным, более
увлекательным и интересным для учащихся, а также проверить их знания.
Широкие дидактические возможности компьютерных и
телекоммуникационных средств позволят обеспечить высокий уровень наглядности
учебного материала, активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение
мотивации учения, подготовку выпускников к жизни в условиях формирующегося
информационного общества.
|