Чем богаче образовательная среда, тем легче раскрыть
индивидуальные возможности каждого ученика, опереться на них с учетом
выявленных интересов, склонностей и разнообразия субъектного опыта ученика,
накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии
с окружающим миром.
Организация такой среды, с одной стороны, устраняет
традиционную ориентацию на «среднего» ученика, а с другой — позволяет
раскрыться каждому. Учитель, наблюдая за каждым учеником, следит за тенденциями
личностного развития, выявляет избирательность его к предметному содержанию знаний,
(что может не совпадать с успеваемостью по предмету), фиксирует характер и
направленность познавательной активности, предпочтения к занятиям разнородными
видами деятельности и т.п.
Можно выделить те
характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель, с целью
создания в классе «развивающей среды».
К необходимым, можно
отнести следующие:
- Самостоятельный выбор учащимся (темы,
уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.)
- Самостоятельная учебная работа,
деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе
которой происходит формирование умений, понятий, представлений);
- Осознанность цели работы и
ответственность за результат;
- Реализация индивидуальных интересов
учащихся;
- Групповая работа (распределение
обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение
результатов);
- Формирование понятий и организация
своих действий на их основе;
- Использование системы оценивания
адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник
достижений, карта успеха ученика и т.д.);
- Демонстрация учителем компетентного
поведения.
Конкретизируя эти условия
можно определить возможные действия учителя направленные на создание
развивающей среды на уроке информатики:
- Поощрять за попытки что-то сделать
самостоятельно.
- Демонстрировать заинтересованность в
успехе учащихся по достижению поставленных целей.
- Побуждать к постановке трудных, но
реалистичных целей.
- Побуждать к выражению своей точки
зрения отличной от окружающих.
- Побуждать к опробованию других
способов мышления и поведения.
- Включать учащихся в разные виды
деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.
- Создавать разные формы мотивации,
позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать
их активность.
- Позволять строить собственную картину
мира на основе своего понимания и культурных образцов.
- Создавать условия для проявления
инициативы на основе собственных представлений.
- Учить не бояться высказывать свое
понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием
большинства.
- Учить задавать вопросы и высказывать
предложения.
- Учить выслушивать и стараться понять
мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.
- Учить понимать других людей имеющих
иные ценности, интересы и способности.
- Учить определять свою позицию
относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
- Доводить до полного понимания
учащимися критериев оценки результатов их работы.
- Учить осуществлять самооценку своей
деятельности и ее результатов по известным критериям;
- Учить работать в группе, понимая, в
чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы.
- Показывать, что лежит в основе
эффективной работы группы.
- Позволять учащимся брать на себя
ответственность за конечный результат.
- Позволять учащимся находить свое
место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
- Делится с учениками своими мыслями,
чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной
ситуации их деятельности.
- Показывать ученикам, как можно
самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
- Воздерживаться от роли кладезя
мудрости и знания.
- Поддерживать учащихся, когда они
делают ошибки и помогать справляться с ними.
- Показывать относительность любого
знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их
породил.
- Демонстрировать учащимся, что
осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю» не только
не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
Проектирование образовательного процесса в развивающей
системе обучения информатике не ограничивается, конечно, специальным
конструированием учебного материала, обеспечивающим ученику свободу выбора в
работе с ним. Важно, как этот материал используется учителем на уроке. Учебный
процесс как целостная дидактическая система направлен на организацию и передачу
знаний, создание оптимальных условий для их усвоения. Содержание, формы,
средства, методы обучения здесь тесно взаимосвязаны и подчинены основной
образовательной цели — познанию учеником окружающей его действительности. В
соответствии с этой целью учебный процесс конструируется как познавательный,
воспроизводящий в своем содержании научную картину мира, разворачивающуюся в
логике возникновения и развития общественно-исторического опыта, фиксируемого в
системе научного знания.
Происходящий в настоящее время
процесс обновления содержания образования, разработка нового варианта
федеральной компоненты образовательного стандарта формируют содержание нового
предмета — «Информатика и информационные технологии», который будет изучаться
со 2 по 11 класс. В проекте стандарта обращает на себя внимание усиленная
технологизация курса.
Учебный предмет «Информатика», изучаемый в школе, по
своему содержанию является своеобразной «проекцией» той или иной области
научного знания (информатика, математика, физика, геометрия). Методика его
преподавания чаще всего отражает продвижение ученика в системе научного знания,
сконструированного по законам логики, универсальной методологии познания, приспособленной
к возрастным и индивидуальным возможностям усвоения.
Реализация развивающего обучения предполагает
разработку новых педагогических идей. Следует отметить, что в настоящее время
развивающий подход в обучении стал своеобразным знаменем современной школы.
Одни отождествляют его с индивидуальным, другие — с дифференцированным
подходом, в принципе всегда существовавшим в нашей общеобразовательной школе.
|