Иняткина Алла Вячеславовна - учитель информатики и ИКТ

Суббота, 27.04.2024, 05:06

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Применение технологий развивающего обучения на уроках информатики (Часть 3)

4. Образовательная среда

Чем богаче образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика, опереться на них с учетом выявленных интересов, склонностей и разнообразия субъектного опыта ученика, накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии с окружающим миром.

Организация такой среды, с одной стороны, устраняет традиционную ориентацию на «среднего» ученика, а с другой — позволяет раскрыться каждому. Учитель, наблюдая за каждым учеником, следит за тенденциями личностного развития, выявляет избирательность его к предметному содержанию знаний, (что может не совпадать с успеваемостью по предмету), фиксирует характер и направленность познавательной активности, предпочтения к занятиям разнородными видами деятельности и т.п.

Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель, с целью создания в классе «развивающей среды».

К необходимым, можно отнести следующие:

-   Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.)

-   Самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений);

-   Осознанность цели работы и ответственность за результат;

-   Реализация индивидуальных интересов учащихся;

-   Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов);

-   Формирование понятий и организация своих действий на их основе;

-   Использование системы оценивания адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.);

-   Демонстрация учителем компетентного поведения.

Конкретизируя эти условия можно определить возможные действия учителя направленные на создание развивающей среды на уроке информатики:

-      Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

-      Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.

-      Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

-      Побуждать к выражению своей точки зрения отличной от окружающих.

-      Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

-      Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.

-      Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

-      Позволять строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.

-      Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

-      Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

-      Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

-      Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.

-      Учить понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности.

-      Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

-      Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

-      Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям;

-      Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы.

-      Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

-      Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

-      Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

-      Делится с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

-      Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

-      Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания.

-      Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.

-      Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.

-      Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».[1]

Проектирование образовательного процесса в развивающей системе обучения информатике не ограничивается, конечно, специальным конструированием учебного материала, обеспечивающим ученику свободу выбора в работе с ним. Важно, как этот материал используется учителем на уроке. Учебный процесс как целостная дидактическая система направлен на организацию и передачу знаний, создание оптимальных условий для их усвоения. Содержание, формы, средства, методы обучения здесь тесно взаимосвязаны и подчинены основной образовательной цели — познанию учеником окружающей его действительности. В соответствии с этой целью учебный процесс конструируется как познавательный, воспроизводящий в своем содержании научную картину мира, разворачивающуюся в логике возникновения и развития общественно-исторического опыта, фиксируемого в системе научного знания.

Происходящий в настоящее время процесс обновления содержания образования, разработка нового варианта федеральной компоненты образовательного стандарта формируют содержание нового предмета — «Информатика и информационные технологии», который будет изучаться со 2 по 11 класс. В проекте стандарта обращает на себя внимание усиленная технологизация курса.

Учебный предмет «Информатика», изучаемый в школе, по своему содержанию является своеобразной «проекцией» той или иной области научного знания (информатика, математика, физика, геометрия). Методика его преподавания чаще всего отражает продвижение ученика в системе научного знания, сконструированного по законам логики, универсальной методологии познания, приспособленной к возрастным и индивидуальным возможностям усвоения.

Реализация развивающего обучения предполагает разработку новых педагогических идей. Следует отметить, что в настоящее время развивающий подход в обучении стал своеобразным знаменем современной школы. Одни отождествляют его с индивидуальным, другие — с дифференцированным подходом, в принципе всегда существовавшим в нашей общеобразовательной школе.

Категория: Мои статьи | Добавил: Alla (25.01.2013)
Просмотров: 476 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [13]