Иняткина Алла Вячеславовна - учитель информатики и ИКТ

Вторник, 24.04.2018, 13:06

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Учитель информатики и ИКТ - учитель, коллега, консультант, методист

УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ – УЧИТЕЛЬ, КОЛЛЕГА, КОНСУЛЬТАНТ, МЕТОДИСТ

 

Процесс информатизации Российского образования поставил учителя информатики и ИКТ в особые условия. Кто же такой современный учитель? Это теперь не столько учитель, сколько коллега, консультант, методист.

Прежде всего, современный учитель информатики должен обладать базовыми качествами учителя-предметника, к которым относится обучение основам научного мировоззрения, а именно, представлению об информации как одном из основополагающих понятий, на основе которого строится современная научная картина мира, навыкам жизни в информационном обществе, пониманию особой роли информации, информационных процессов и информационных технологий в развитии общества.

С другой стороны, учителю информатики необходимо осуществлять развитие способностей к общению, коллективной деятельности, активизацию процессов самопознания, формирование у школьников нового типа мышления – информационного, оперативного, направленного на подготовку к выбору и принятию оптимальных решений.

Состояние информатизации образовательного учреждения на данный момент в каждом конкретном случае достаточно специфичное. И определяется оно, прежде всего, отношением педагогического коллектива, администрации к процессу информатизации школы. В данном случае образовательному учреждению необходим инженер, системный администратор, лаборант, наконец. Но что мы видим. Вот о чём пишут на одном из форумов учителей информатики: «В школе, где я работаю, из учителей информатики есть только я, ни о каком системном администраторе и речь не ведётся, остальные учителя в компьютерах, мягко говоря, НЕ ОЧЕНЬ. И получается, что если нужно вылечить комп, обновить антивирусник, установить программу, подключить принтер и т.д. ... – приходится делать мне! В доплате я имею САЙТ, ПОЧТУ И ВРЕДНОСТЬ. Обязана ли я обслуживать компьютеры, или это обязанность отдельного человека». [1]

Установка новых компьютеров, интерактивных досок, внедрение новых программ, проведение локальных сетей, организация медиатеки, работа с электронной почтой, создание  и поддержка школьного сайта, обучение и консультация учителей-предметников, помощь в проведении семинаров различного уровня – вот неполный перечень обязанностей, которые легли на плечи учителей информатики за последние годы. В данном контексте учитель информатики выступает в лучшем случае в роли консультанта.

И как же это оплачивается? Как правило, учитель информатики – консультант работает на голом энтузиазме. Как доказывают коллеги, в большинстве школ это никак не поощряется.

На том же форуме читаем: «Учитель информатики, в принципе ничего не должен делать, кроме преподавания предмета и работы с наглядными пособиями. Если обслуживаются компьютеры в классе, то полагается ставка лаборанта. Если техника обслуживается по всей школе, то ставка инженера или заключается договор с фирмой. … Вообще много чего полагается».

Да, не отрицаем, есть школы, где ввели должность завуча по информационным технологиям или должность лаборанта. А если их нет? Многие учителя информатики уже давно забыли, что такое 5% надбавка за работающий компьютер (мы с 2000 года) и 15% надбавка за вредность. Надеялись, что положение изменится с введением подушевого финансирования. Но даже в тех школах, где ввели, зарплата не увеличилась, как ожидали, а уменьшилась.

 

?

Хочется привести ещё одно высказывание учителя с форума на учительском портале: «Учитель информатики в школе человек незаменимый. Он учит детей грамотной работе на компьютере. Обучает основам логического мышления. Работе с офисным пакетом, Интернетом, локальной сетью. Как правило, учитель информатики снимает электронную почту, создает и поддерживает в рабочем состоянии сайт школы. Чинит абсолютно все компьютеры школы. Помогает своим коллегам. Без него не обойтись!»[2]

Несмотря на высокий уровень компьютеризации, опыт внедрения ИКТ и административные решения, большинство учителей не хотят использовать ИКТ, и как следствие не обеспечивают поддержку процесса информатизации.

Отдельные личности, способные генерировать инновации и их реализовывать с положительным результатом. Основным направлением использования ИКТ учителями-предметниками  является поиск дополнительной информации в Интернете и представление учебной информации с использованием компьютерной презентации, для других целей ИКТ они используют редко. Но не потому что они не хотят применять другие способы и пути использования ИКТ, а потому что, увы, пока не знают и не умеют. То есть им  нужна постоянная помощь и поддержка. К кому они обратятся за помощью? Конечно же, к учителю информатики, так как именно он является основной фигурой в процессе информатизации. Учитель информатики – коллега. К нему можно обратиться за помощью   и конечно как коллеге он всегда поможет, подскажет, научит, но это всё личное время учителя, а его порой так не хватает. На наш взгляд, для того чтобы в школе осуществлялся непрерывный процесс информатизации образования необходимы два условия: во-первых, заинтересованность в этом процессе директора школы и его непосредственное участие и во-вторых, он должен материально заинтересовать учителей информатики. Тогда двери кабинетов информатики будут открыты учителям-предметникам целый день, они в любое время смогут получить своевременную помощь, консультацию, посидеть в интернете.

 

 

 

Кроме того учитель информатики реализует себя и как методист. В современных условиях деятельность учителя, как методиста широка и многообразна. Учитель становится «учителем-методистом» с того момента, когда он оказывается способным не только на высоком уровне педагогического мастерства вести уроки и осуществлять воспитательную деятельность, но и передавать свой опыт другим. Учитель как методист развивает и реализует себя по-разному, но его деятельность в значительной степени зависит от постановки методической работы в школе. Чаще всего основными направлениями деятельности учителя информатики  как учителя-методиста являются: непрерывное повышение профессионализма и мастерства; постоянная работа по самообразованию и профессиональному саморазвитию; целенаправленная работа по внедрению новых информационных технологий; оснащение кабинета информатики не только техническими средствами, но и методическими пособиями и дидактическими материалами, дающими широкие возможности для использования компьютерной техники.

Для  современного   учителя  информатики его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. И мы считает, что когда будут решены те проблемы, которые мы поднимали в этой статье, в школе будут работать только профессионалы и только высокого уровня. Как говорится в проекте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа": «Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, любящих и умеющих работать с детьми».

 

Источники:

  1. http://www.klyaksa.net/forum/index.php?topic=227&mode_forum=posts
  2. http://hghltd.yandex.net/

Категория: Мои статьи | Добавил: Alla (25.01.2013)
Просмотров: 823 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [13]