УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ – УЧИТЕЛЬ, КОЛЛЕГА,
КОНСУЛЬТАНТ, МЕТОДИСТ
Процесс информатизации Российского образования
поставил учителя информатики и ИКТ в особые условия. Кто же такой современный
учитель? Это теперь не столько учитель, сколько коллега, консультант, методист.
Прежде всего, современный учитель информатики должен
обладать базовыми качествами учителя-предметника,
к которым относится обучение основам научного мировоззрения, а именно,
представлению об информации как одном из основополагающих понятий, на основе
которого строится современная научная картина мира, навыкам жизни в
информационном обществе, пониманию особой роли информации, информационных
процессов и информационных технологий в развитии общества.
С другой стороны, учителю
информатики необходимо осуществлять развитие способностей к общению,
коллективной деятельности, активизацию процессов самопознания, формирование у
школьников нового типа мышления – информационного, оперативного, направленного
на подготовку к выбору и принятию оптимальных решений.
Состояние информатизации образовательного
учреждения на данный момент в каждом конкретном случае достаточно специфичное.
И определяется оно, прежде всего, отношением педагогического коллектива, администрации
к процессу информатизации школы. В данном случае образовательному учреждению
необходим инженер, системный администратор, лаборант, наконец. Но что мы видим.
Вот о чём пишут на одном из форумов учителей информатики: «В школе, где я работаю, из учителей
информатики есть только я, ни о каком системном администраторе и речь не ведётся,
остальные учителя в компьютерах, мягко говоря, НЕ ОЧЕНЬ. И получается, что если
нужно вылечить комп, обновить антивирусник, установить программу, подключить
принтер и т.д. ... – приходится делать мне! В доплате я имею САЙТ, ПОЧТУ И
ВРЕДНОСТЬ. Обязана ли я обслуживать компьютеры, или это обязанность отдельного
человека». [1]
Установка новых компьютеров, интерактивных досок,
внедрение новых программ, проведение локальных сетей, организация медиатеки,
работа с электронной почтой, создание и
поддержка школьного сайта, обучение и консультация учителей-предметников,
помощь в проведении семинаров различного уровня – вот неполный перечень
обязанностей, которые легли на плечи учителей информатики за последние годы. В
данном контексте учитель информатики выступает в лучшем случае в роли консультанта.
И как же это оплачивается? Как правило, учитель
информатики – консультант работает на голом энтузиазме. Как доказывают коллеги,
в большинстве школ это никак не поощряется.
На том же форуме читаем: «Учитель информатики, в
принципе ничего не должен делать, кроме преподавания предмета и работы с
наглядными пособиями. Если обслуживаются компьютеры в классе, то полагается
ставка лаборанта. Если техника обслуживается по всей школе, то ставка инженера
или заключается договор с фирмой. … Вообще много чего полагается».
Да, не отрицаем, есть школы, где ввели должность
завуча по информационным технологиям или должность лаборанта. А если их нет?
Многие учителя информатики уже давно забыли, что такое 5% надбавка за
работающий компьютер (мы с 2000 года) и 15% надбавка за вредность. Надеялись,
что положение изменится с введением подушевого финансирования. Но даже в тех
школах, где ввели, зарплата не увеличилась, как ожидали, а уменьшилась.
?
Хочется привести ещё одно высказывание учителя с
форума на учительском портале: «Учитель информатики в школе человек
незаменимый. Он учит детей грамотной работе на компьютере. Обучает основам
логического мышления. Работе с офисным пакетом, Интернетом, локальной сетью.
Как правило, учитель информатики снимает электронную почту, создает и
поддерживает в рабочем состоянии сайт школы. Чинит абсолютно все компьютеры
школы. Помогает своим коллегам. Без него не обойтись!»[2]
Несмотря на высокий уровень компьютеризации, опыт
внедрения ИКТ и административные решения, большинство учителей не хотят
использовать ИКТ, и как следствие не обеспечивают поддержку процесса информатизации.
Отдельные
личности, способные генерировать инновации и их реализовывать с положительным
результатом. Основным направлением
использования ИКТ учителями-предметниками
является поиск дополнительной информации в Интернете
и представление учебной информации с использованием компьютерной презентации, для других целей ИКТ они используют редко. Но не
потому что они не хотят применять другие способы и пути использования ИКТ, а
потому что, увы, пока не знают и не умеют. То есть им нужна постоянная помощь и поддержка. К кому
они обратятся за помощью? Конечно же, к учителю информатики, так как именно он
является основной фигурой в процессе информатизации. Учитель информатики –
коллега. К нему можно обратиться за помощью и
конечно как коллеге он всегда поможет, подскажет, научит, но это всё личное
время учителя, а его порой так не хватает. На наш взгляд, для того чтобы в
школе осуществлялся непрерывный процесс информатизации образования необходимы
два условия: во-первых, заинтересованность в этом процессе директора школы и
его непосредственное участие и во-вторых, он должен материально заинтересовать
учителей информатики. Тогда двери кабинетов информатики будут открыты учителям-предметникам
целый день, они в любое время смогут получить своевременную помощь,
консультацию, посидеть в интернете.
Кроме того учитель информатики реализует себя и как
методист. В современных условиях деятельность учителя, как методиста широка и
многообразна. Учитель становится «учителем-методистом» с того момента, когда он
оказывается способным не только на высоком уровне педагогического мастерства
вести уроки и осуществлять воспитательную деятельность, но и передавать свой
опыт другим. Учитель как методист развивает и реализует себя по-разному, но его
деятельность в значительной степени зависит от постановки методической работы в
школе. Чаще всего основными направлениями деятельности учителя информатики как учителя-методиста являются: непрерывное повышение
профессионализма и мастерства; постоянная работа по самообразованию и
профессиональному саморазвитию; целенаправленная работа по внедрению новых
информационных технологий; оснащение кабинета информатики не только
техническими средствами, но и методическими пособиями и дидактическими
материалами, дающими широкие возможности для использования компьютерной техники.
Для современного
учителя информатики
его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и
признания. И мы считает, что когда будут решены те проблемы, которые мы
поднимали в этой статье, в школе будут работать только профессионалы и только
высокого уровня. Как говорится в проекте национальной образовательной
инициативы "Наша новая школа": «Необходимо внедрить систему моральных
и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного
повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением
учителей, любящих и умеющих работать с детьми».
Источники:
- http://www.klyaksa.net/forum/index.php?topic=227&mode_forum=posts
- http://hghltd.yandex.net/
|